Сортировать статьи по: дате | популярности | посещаемости | комментариям | алфавиту
РСА принял участие в обсуждении перспектив развития «умного страхования» в России

Российский Союз Автостраховщиков (РСА) принял участие в III Международной конференции «Умное страхование» - единые стандарты рынка.

По мнению экспертов, к 2020 году услугами страховой телематики в России будут пользоваться более 5 млн. владельцев транспортных средств. Данные цифры были озвучены в рамках III Международной конференции «Умное страхование», которая состоялась 4-го декабря в Москве, в отеле Ритц-Карлтон.

В связи с активным развитием умного страхования, как в законодательном, так и в технологическом аспекте, игроки рынка считают, что цифра 5 млн. автовладельцев вполне достижима.

Умное страхование — российская реализация принципа Pay-as-you-drive (плати, как ездишь). В Европе и США этот вид страхования существует уже более десяти лет. В 2014 году ряд российских страховых компаний запустили успешные пилотные проекты по умному страхованию.

Преимущество услуги умное страхование заключается в предоставлении владельцам транспорта индивидуальных тарифов по автострахованию, зависимости от стиля вождения и пробега транспортного средства. Данные о качестве вождения собираются в течение определенного периода времени с помощью специального навигационно-связного устройства, установленного в автомобиле. Умное страхование помогает автовладельцам не только значительно экономить при оформлении полиса КАСКО, но и разрешать спорные вопросы при наступлении страхового случая. Страховые компании, в свою очередь, получают возможность «профилирования» клиентской базы и разработки более таргетированных тарифных планов. С помощью скидок на КАСКО страховая компания мотивирует водителей быть аккуратнее и дисциплинированнее, что, повышает безопасность движения и сокращает издержки страховых компаний.

В рамках конференции обсуждалась реализация всей работы умного страхования на базе системы «ЭРА-ГЛОНАСС». По мнению Евгения Александровича Белянко, Вице – президента НП «ГЛОНАСС»: Россия – первая страна в мире, реализовавшая государственный проект по созданию системы экстренного реагирования при авариях. Постоянная эксплуатация системы «ЭРА-ГЛОНАСС» начнется с 2015 года. В рамках проекта проделана огромная работа в сфере построения инфраструктуры, сопряжения с операторами связи, разработки нормативно-правовой и нормативно-технической базы, взаимодействия с системой 112. Благодаря мультиплатформенности «ЭРА-ГЛОНАСС» станет базовым ядром, на основе которого может быть выстроен целый ряд дополнительных сервисов, включая страховую телематику. Система «ЭРА-ГЛОНАСС» в значительной степени поможет преодолеть инфраструктурный и стоимостной барьеры на формирующемся рынке страховой телематики в России.

Технологические возможности на рынке страховой телематики весьма широки, чего нельзя сказать о законодательной и нормативной базе, хотя трудности на данном этапе развития по мнению Начальника Управления Европейского протокола Российского союза автостраховщиков Андрея Маклецова, естественны для рынка.

«Основная задача - разобраться в многообразии предложений по услугам страховой телематики, выделить из них те продукты, которые действительно позволяют проводить реальный страховой скоринг, а не загружают изобилием телематических показателей, красивых на вид, но бесполезных для реальной оценки страхового риска. Добросовестные страховщики, которые, с одной стороны, тщательно следят за своими страховыми портфелями и, с другой стороны, имеют интеллектуальные и технологические возможности для применения действительно полезных решений в сфере страховой телематики, будут значительно увеличивать использование этих решений и при заключении договоров страхования, и при урегулировании страховых случаев. Но будет и немало компаний, которые под прикрытием слов и красивых картинок будут навязывать страховые полисы, не обеспеченные реальной страховой защиты» – сказал Андрей Маклецов.

По словам Игоря Сергеевича Ямова, заместителя генерального директора, члена Правления компании «Ингосстрах», новая модель умного страхования (UBI-страхование) предполагает, во-первых, оценку риска «ущерб» на основе не косвенных параметров (стаж, возраст водителей и пр.) и статистики о произошедших страховых случаях, а параметров, непосредственно влияющих на убыточность (манера вождения, характер использования автомобиля). Во-вторых, переход к управлению риском (сюда относится мотивирование клиентов к безопасной езде путем предоставления скидок и претворения в жизнь принципа «хорошо и безопасно ездить – выгодно). Несмотря на то, что UBI-страхование получает все большее распространение в России, рынку еще только предстоит решить ряд серьезных задач, связанных с умным страхованием. Сюда относится и выбор технической основы (телематических устройств на борту транспортного средства и мобильных приложений пользователей), и унификация параметров для скоринга, и расширение портфеля страховых продуктов и мн. др.

Еще одной проблемой является страховое мошенничество. По данным компании СМДТП Технолоджи, страховое мошенничество является серьезной проблемой во всей Европе. Считается, что на случаи мошенничества приходится 10-20% всех требований. Цифры зависят от конкретной страны и даже региона внутри страны, при этом доступны минимальные данные.

По данным РСА в 2013 году пресечено 200 попыток незаконного получения компенсационных выплат на сумму более 12 млн рублей. По оценкам независимых аудиторов убытки от невыявленного мошенничества составили 11,7 млрд рублей.

Как эффективный инструмент борьбы со страховым мошенничеством, развиваются системы менеджмента инцидентов цифрового мошенничества. Это позволяет говорить о том, что страховая телематика тянет за собой целую отрасль, множество компаний с интересными и перспективными решениями. Это делает услугу востребованной и перспективной.

Для автовладельцев система умного страхования является не менее полезной, чем для страховых компаний. Все участники конференции пришли к мнению, что общей задачей является приведение рынка к единым стандартам: это касается создания единой базы данных по водителям, унификация параметров для скоринга, выбор интересных бизнес-моделей и многого другого.